2022 год -Год культурного наследия народов России. Фоточеллендж «Народы Поволжья»!

#народповолжья
#годкультурногонаследия
#годнародногоискусства
#фоточеллендж
#БиблиотекиТольятти
# СиделькинскаяСельскаяБиблиотека.
Библиотека совместно с домом культуры принимают участие в фоточеллендже «Народы Поволжья»!
✅У мордовского народа очень много обычаев и традиций. Кумовство -это очень близкие и почти родственные отношения. На фотографии, Шанауров Виталий Леонидович, мы кумовья. Виталий Леонидович поет и является руководителем народного фольклорного коллектива «Мазы Лей»(Красивый ручей»). Пять лет назад я тоже пела в коллективе мордовские песни.Вместе с коллективом мы выступали в городе Самара, самарской области,в Татарстане и в Крыму. Коллектив и сейчас продолжает радовать исполнением мордовских песен.
✅Очень нарядный и красивый женский мордовский костюм. Одним из уникальных элементов костюма является пуло каркс (пояс-хвост), он одевается сзади на пояс.Особое значение в костюме мордовских женщин играл комплекс поясных элементов. Оригинальной и обязательной принадлежностью эрзянского костюма являлось набедренное украшение – пулай, которое носили поверх рубахи. У мордвы-эрзи в день совершеннолетия девушки чуть ниже ее талии на специальном поясе крепилось тыльное набедренное украшение, называемое «пулай» (от «пуло» — хвост) Как знак полового созревания девочки начинали носить пулай с 13-14 лет, а затем принадлежностью костюма женщины он оставался до самой смерти. Это украшение называли «поясом стыдливости». Мордовская женщина не могла появляться в обществе мужчин без пулая; даже такие тяжелые работы, как косьба, вязание снопов, эрзянка выполняла, не снимая набедренника.
✅В зависимости от места бытования, он имел различную форму: квадратную, трапециевидную или в виде пояса с пышной бахромой. Праздничный «пулай» обильно украшался раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером и по нижнему краю обшивался длинной черной, красной, зеленой или синей бахромой из шерсти с кистями по бокам. В итоге вес такого «пулая» доходил до шести килограммов. В праздничном наряде на «пулай» надевался тканый, расшитый бисером пояс с красными короткими кистями, а по бокам подтыкались сшитые из холста и украшенные вышивкой и лентами боковые полотнища. Так же, как и чувашская поясная подвеска «хуре», «пулай» выполнял функцию оберега, ибо считалось, что дурной глаз запутается в его длинной бахроме.
Поясное украшение пулай было двух видов: с валиком и без валика. Основу его составляет прямоугольный кусок холста с зашитым в середину картоном или войлоком. Лицевая сторона пулая украшалась вышивкой, ниже которой нашивались ряды цветного бисера, пуговиц, позумента. Далее почти до колен шла бахрома из шерсти, как правило черной, но на праздничных пулаях она могла быть красной или зеленой. Шерсть дополнялась медными цепочками, а по бокам прикреплялись кисти из бисера. У теньгушевской эрзи поясное украшение (цекс сыр гаркс) состояло из полукруглой выстеганной подушечки с утолщением в части прилегающей к пояснице. Лицевая сторона ее украшалась вышивкой, раковинами, монетами и бисером.
Пояса сохраняли устойчивые формы. Они ткались на дощечках из разноцветных шерстяных ниток домашней обработки. Концы их завершали помпоны или бахрома.
Праздничные женские пояса — цеко каркс, которые носили поверх руци, имели очень нарядные концы. Их делали из цветной бахромы, украшали мишурой и бисером, обшивали плоскими пуговицами. Завершался конец такого пояса кистью, оплетённой ажурной бисерной сеткой.
Мы с Виталием Леонидовичем в эрзянских национальных костюмах мордвы Поволжья.

      


Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *